05/12/24
Объявлен конкурс белорусско-сербских научно-технических проектов
29/11/24
19/11/24
Анализ Рамочной программы ООН по оказанию помощи Республике Беларусь в целях развития на 2016–2020 гг., одобренной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 457 от 1 июня 2015 г. позволяет выделить четыре наиболее перспективных направления развития сотрудничества между Республикой Беларусь и ООН на ближайшие пять лет. К ним относятся.
I. Инклюзивное, оперативное и подотчётное государственное управление
Цель: содействие строительству мирного и инклюзивного общества в интересах устойчивого развития, обеспечение всеобщего доступа к правосудию, строительство эффективных и подотчетных институтов на всех уровнях управления; обеспечение гендерного равенства и поощрение возможностей всех женщин и девочек.
Основные задачи:
- улучшение мониторинга, оценки и анализа данных для принятия государственных решений;
- усиление сотрудничества между государственными институтами, частным сектором и гражданским обществом на национальном, региональном и локальном уровнях;
- создание новых механизмов и улучшение существующих модальностей сотрудничества между государственными институтами и гражданским обществом.
Перспективные направления сотрудничества:
1. Систематическая разработка нормативно-правовой базы для усиления сотрудничества между государственными институтами, частным сектором и гражданским обществом:
- разработка правовой базы для проведения общественных консультаций по проектам законов и реализации гражданами законодательной инициативы;
- разработка законов, позволяющим частному сектору активнее участвовать в решении важных социальных проблем:
• закон о благотворительности,
• закон о волонтерстве,
• закон о расширении участия в Глобальном договоре и поощрение зарождающейся практики корпоративной социальной ответственности,
• закон о государственно-частном партнерстве.
2. Модернизация системы государственного управления:
- оптимизация (ограничение) вмешательства государства в экономическую деятельность и ослабления избыточных регуляторных функций;
- повышение эффективности и прозрачности системы государственного управления на основе следующих инструментов:
• индикативное планирование,
• форсайт,
• расширенное использование ИКТ («одно окно», электронные процедуры в режиме онлайн);
- модернизация и оптимизация национальной статистической системы и ее ИТ-инфраструктуры.
3. Расширение прав граждан:
- поощрение и защита экономических, социальных, гражданских и политических прав населения;
- расширение прав женщин, детей, людей с инвалидностью, беженцев и мигрантов;
- увеличение количества городов с институциональными механизмами участия детей и молодежи в принятии решений, касающихся их жизни и развития.
II. Устойчивое экономическое развитие
Цель: содействие поступательному, инклюзивному и устойчивому экономическому росту, эффективной и полной занятости, обеспечению достойного труда для всех; создание надежной инфраструктуры, содействие инклюзивному и устойчивому промышленному развитию, поддержка инноваций; переход к устойчивым моделям потребления и производства.
Основные задачи:
- проведение структурных реформ;
- улучшение конкурентоспособности экономики;
- развитие малого и среднего бизнеса.
Перспективные направления сотрудничества:
1. Поддержка МСП и частного сектора в экономике:
- развитие сектора государственной экономики при одновременном расширении частного сектора (особенно МСП);
- облегчение режима ведения бизнеса в части присоединения к сети электроснабжения, получения кредитов, защиты инвесторов, трансграничной торговли и выполнения процедур банкротства и несостоятельности.
2. Упрощение процедур трансграничной торговли:
- внедрение систем предварительной обработки документации,
- ускорение и упрощение таможенных процедур,
- гармонизация оформления документов,
- переход на электронный документооборот.
3. Развитие малых и средних городов:
- развитие МСП,
- привлечение местных инвестиций и ПИИ,
- поддержка предпринимательства,
- продвижение инклюзивной занятости.
4. Повышение эффективности национальной инновационной системы:
- создание национальной институциональной платформы для технологического форсатай,
- проведение исследования «Обзор инновационного развития Республики Беларусь» (в 2015–2016 гг.).
III. Сохранение благоприятной окружающей среды и устойчивое использование природного потенциал на основе «зелёных» принципов экономики
Цель: обеспечение всеобщей доступности услуг водоснабжения и канализации, устойчивого управления водными ресурсами; обеспечение всеобщего доступа к надежным, устойчивым и современным источникам энергии и их ценовой доступности; осуществление срочных мер по предотвращению изменения климата и его последствий; охрана, восстановление и устойчивое управление сухопутными экосистемами, устойчивое лесоуправление, борьба с опустыниванием; прекращение и обращение вспять процессов деградации земель и утраты биоразнообразия.
Основные задачи:
- улучшение взаимодействия между агентствами системы ООН и национальными партнерами по вопросам сотрудничества в области природопользования и «зелёной» экономики;
- защита окружающей среды и природного разнообразия;
- обеспечение устойчивости достигаемых результатов в рамках совместных проектов.
Перспективные направления сотрудничества:
1. Уменьшение вредных выбросов в окружающую среду, защита ландшафтного и биологического разнообразия и снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду:
- сокращение и прекращение использования озоноразрушающих веществ в промышленности и сельском хозяйстве;
- уменьшение объемов сбросов загрязняющих веществ в городских сточных водах, водных стоках промышленного и сельскохозяйственного производства;
- эффективное обращение с отходами, сокращение доли отходов 1-3 классов опасности, хранящихся на полигонах, с 87 % в 2013 году до 65 % к уровню 2010 года;
- проведение исследования «Обзора экологической деятельности в Республике Беларусь» (в 2015 г.).
2. Совершенствование политики и мер по повышению энергоэффективности и увеличению объемов производства энергии из ВИЭ:
- повышение энергоэффективности и снижение энергоёмкости ВВП:
• внедрение энергоэффективных технологий в промышленности,
• полезное использование побочных продуктов и энергии,
• оптимизация теплоснабжения, повышение эффективности установок производства электроэнергии, котельных установок и печей;
- увеличение доли энергии из ВИЭ в общем объеме энергопотребления с 5,5 % в 2015 году до 6 % в 2020 году;
- оценка готовности страны к безопасному и надежному развитию атомной энергетики.
3. Улучшение эффективности управления водными ресурсами и доступа к услугам водоснабжения и водоотведения, в том числе:
- развитие трансграничного сотрудничества в управлении водными ресурсами и адаптации к изменению климата в бассейне реки Неман;
4. Реабилитация загрязненных территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС:
- создание возможностей для производства биодизеля (ожидаемые эффекты: создание рабочих мест и возможностей для заработка в сельской местности, улучшение экологической ситуации на локальном и глобальном уровнях);
- повышение экологической грамотности, содействие принятию мер, обеспечивающих устойчивое изменение поведенческих установок населения.
IV. Устойчивое развитие человеческого капитала
Цель: поддержка здорового образа жизни и обеспечение благополучия населения во всех возрастных группах; обеспечение инклюзивного, равного и качественного образования, создание условий для всеобщего доступа к возможностям получения образования в течение всей жизни.
Основные задачи:
- развитие здравоохранения;
- развитие образования;
- социальная включенность и защита;
- постчернобыльское развитие.
Основные направления сотрудничества:
1. Развитие системы здравоохранения и профилактики заболеваний:
- снижение преждевременной смертности по 4 основным группам неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистые, онкологические, сахарный диабет, болезни дыхательной системы):
• создание единой профилактической среды и всеобщего охвата услугами первичной медицинской помощи,
• доведения доли врачей общей практики в системе оказания первичной медицинской помощи до 100 % к 2020 году (в 2015 г. – 20 %),
• разработка концепции Государственной программы профилактики, борьбы и контроля неинфекционных заболеваний на 2015–2020 годы;
- снижение числа онкологических заболеваний:
• расширение области использования методов ионизирующего излучения в диагностике и лечении злокачественных заболеваний,
• создание Диагностического центра позитрон-эмиссионной томографии на базе ГУ «РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова» (агрогородок Лесной, Минский район),
• оценка национального потенциала в области профилактики и лечения рака;
- снижение числа ВИЧ-инфицированных и профилактика ВИЧ:
• обеспечения всеобщего доступа ключевых групп населения (потребители инъекционных наркотиков, женщины секс-бизнеса, мужчин, имеющие секс с мужчинами) к комплексному пакету услуг по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции,
• сокращение к 2020 г. доли ВИЧ-инфицированных детей, рожденных от ВИЧ- инфицированных матерей, до уровня менее 1%,
• содействие МВД в укреплении потенциала и информировании сотрудников правоохранительных органов в отношении вопросов, связанных с наркотической зависимостью и ВИЧ,
• развитие сотрудничества между правоохранительными органами, медицинскими и социальными службами с целью профилактики ВИЧ;
- снижение числа заболеваний туберкулезом, включая:
• снижение заболеваемости туберкулезом на 10 %, а смертности от туберкулеза – на 5 % к 2020 году.
2. Защита детей и подростков:
- расширение сети центров, дружественных к подросткам и молодежи, повышение уровня информированности молодёжи по вопросам безопасного сексуального поведения и современных методов контрацепции;
- развитие механизмов межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семей с повышенным риском жестокого обращения с детьми или отсутствием надлежащего ухода;
- совершенствование механизмов предупреждения социального сиротства и институционализации детей;
- обеспечение специализации в судопроизводстве с участием несовершеннолетних:
• более широкое применение восстановительных подходов и моделей внесудебного рассмотрения дел,
• использования процедур медиации (посредничества),
• создания службы пробации;
• сокращение неравенства возможностей для детей с инвалидностью;
- профилактика детского травматизма с целью снижения уровня смертности детей от внешних причин;
- формирование к 2020 году современной и эффективной системы психосоциальной реабилитации потребителей наркотиков, в том числе в подростковом возрасте;
- борьба с домашним насилием:
• наращивание потенциала государственных учреждений в области профилактики и противодействия домашнему насилию;
• создание межведомственного механизма взаимодействия с участием государственных и негосударственных учреждений на местном уровне, проведение информационных кампаний по проблеме домашнего насилия.
3. Сотрудничество по проблемам Чернобыля:
- разработка концепции долгосрочного международного сотрудничества по проблемам Чернобыля, максимально используя возможности многостороннего консультационного процесса;
- сотрудничество в сфере мониторинга и контроля продукции лесного и сельского хозяйства в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС;
- управлении отселенными и отчужденными территориями, обобщении накопленного опыта и разработке национальных подходов для поэтапного возвращения пострадавших территорий к нормальным условиям;
- поддержка развития малых и средних предприятий, предпринимательства и в создание рабочих мест в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
Информация размещена: 31.07.2015