Перспективные направления сотрудничества Республики Беларусь с ПРООН на период 2016–2020 гг.

 

Анализ Рамочной программы ООН по оказанию помощи Республике Беларусь в целях развития на 2016–2020 гг., одобренной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 457 от 1 июня 2015 г. позволяет выделить четыре наиболее перспективных направления развития сотрудничества между Республикой Беларусь и ООН на ближайшие пять лет. К ним относятся.

I. Инклюзивное, оперативное и подотчётное государственное управление

Цель: содействие строительству мирного и инклюзивного общества в интересах устойчивого развития, обеспечение всеобщего доступа к правосудию, строительство эффективных и подотчетных институтов на всех уровнях управления; обеспечение гендерного равенства и поощрение возможностей всех женщин и девочек.

Основные задачи:

- улучшение мониторинга, оценки и анализа данных для принятия государственных решений;

- усиление сотрудничества между государственными институтами, частным сектором и гражданским обществом на национальном, региональном и локальном уровнях;

- создание новых механизмов и улучшение существующих модальностей сотрудничества между государственными институтами и гражданским обществом.

Перспективные направления сотрудничества:

1. Систематическая разработка нормативно-правовой базы для усиления сотрудничества между государственными институтами, частным сектором и гражданским обществом:

- разработка правовой базы для проведения общественных консультаций по проектам законов и реализации гражданами законодательной инициативы;

- разработка законов, позволяющим частному сектору активнее участвовать в решении важных социальных проблем:

• закон о благотворительности,

• закон о волонтерстве,

• закон о расширении участия в Глобальном договоре и поощрение зарождающейся практики корпоративной социальной ответственности,

• закон о государственно-частном партнерстве.

2. Модернизация системы государственного управления:

- оптимизация (ограничение) вмешательства государства в экономическую деятельность и ослабления избыточных регуляторных функций;

- повышение эффективности и прозрачности системы государственного управления на основе следующих инструментов:

• индикативное планирование,

• форсайт,

• расширенное использование ИКТ («одно окно»,  электронные процедуры в режиме онлайн);

- модернизация и оптимизация национальной статистической системы и ее ИТ-инфраструктуры.

3. Расширение прав граждан:

- поощрение и защита экономических, социальных, гражданских и политических прав населения;

- расширение прав женщин, детей, людей с инвалидностью, беженцев и мигрантов;

- увеличение количества городов с институциональными механизмами участия детей и молодежи в принятии решений, касающихся их жизни и развития.

II. Устойчивое экономическое развитие

Цель: содействие поступательному, инклюзивному и устойчивому экономическому росту, эффективной и полной занятости, обеспечению достойного труда для всех; создание надежной инфраструктуры, содействие инклюзивному и устойчивому промышленному развитию, поддержка инноваций; переход к устойчивым моделям потребления и производства.

Основные задачи:

- проведение структурных реформ;

- улучшение конкурентоспособности экономики;

- развитие малого и среднего бизнеса.

Перспективные направления сотрудничества:

1. Поддержка МСП и частного сектора в экономике:

- развитие сектора государственной экономики при одновременном расширении частного сектора (особенно МСП);

- облегчение режима ведения бизнеса в части присоединения к сети электроснабжения, получения кредитов, защиты инвесторов, трансграничной торговли и выполнения процедур банкротства и несостоятельности.

2. Упрощение процедур трансграничной торговли:

- внедрение систем предварительной обработки документации,

- ускорение и упрощение таможенных процедур,

- гармонизация оформления документов,

- переход на электронный документооборот.

3. Развитие малых и средних городов:

- развитие МСП,

- привлечение местных инвестиций и ПИИ,

- поддержка предпринимательства,

- продвижение инклюзивной занятости.

4. Повышение эффективности национальной инновационной системы:

- создание национальной институциональной платформы для технологического форсатай,

- проведение исследования «Обзор инновационного развития Республики Беларусь» (в 2015–2016 гг.).

III. Сохранение благоприятной окружающей среды и устойчивое использование природного потенциал на основе «зелёных» принципов экономики

Цель: обеспечение всеобщей доступности услуг водоснабжения и канализации, устойчивого управления водными ресурсами; обеспечение всеобщего доступа к надежным, устойчивым и современным источникам энергии и их ценовой доступности; осуществление срочных мер по предотвращению изменения климата и его последствий; охрана, восстановление и устойчивое управление сухопутными экосистемами, устойчивое лесоуправление, борьба с опустыниванием; прекращение и обращение вспять процессов деградации земель и утраты биоразнообразия.

Основные задачи:

- улучшение взаимодействия между агентствами системы ООН и национальными партнерами по вопросам сотрудничества в области природопользования и «зелёной» экономики;

- защита окружающей среды и природного разнообразия;

- обеспечение устойчивости достигаемых результатов в рамках совместных проектов.

Перспективные направления сотрудничества:

1. Уменьшение вредных выбросов в окружающую среду, защита ландшафтного и биологического разнообразия и снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду:

- сокращение и прекращение использования озоноразрушающих веществ в промышленности и сельском хозяйстве;

- уменьшение объемов сбросов загрязняющих веществ в городских сточных водах, водных стоках промышленного и сельскохозяйственного производства;

- эффективное обращение с отходами, сокращение доли отходов 1-3 классов опасности, хранящихся на полигонах, с 87 % в 2013 году до 65 % к уровню 2010 года;

- проведение исследования «Обзора экологической деятельности в Республике Беларусь» (в 2015 г.).

2. Совершенствование политики и мер по повышению энергоэффективности и увеличению объемов производства энергии из ВИЭ:

- повышение энергоэффективности и снижение энергоёмкости ВВП:

• внедрение энергоэффективных технологий в промышленности,

• полезное использование побочных продуктов и энергии,

• оптимизация теплоснабжения, повышение эффективности установок производства электроэнергии, котельных установок и печей;

- увеличение доли энергии из ВИЭ в общем объеме энергопотребления с 5,5 % в 2015 году до 6 % в 2020 году;

- оценка готовности страны к безопасному и надежному развитию атомной энергетики.

3. Улучшение эффективности управления водными ресурсами и доступа к услугам водоснабжения и водоотведения, в том числе:

- развитие трансграничного сотрудничества в управлении водными ресурсами и адаптации к изменению климата в бассейне реки Неман;

4. Реабилитация загрязненных территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС:

- создание возможностей для производства биодизеля (ожидаемые эффекты: создание рабочих мест и возможностей для заработка в сельской местности, улучшение экологической ситуации на локальном и глобальном уровнях);

- повышение экологической грамотности, содействие принятию мер, обеспечивающих устойчивое изменение поведенческих установок населения.

IV. Устойчивое развитие человеческого капитала

Цель: поддержка здорового образа жизни и обеспечение благополучия населения во всех возрастных группах; обеспечение инклюзивного, равного и качественного образования, создание условий для всеобщего доступа к возможностям получения образования в течение всей жизни.

Основные задачи:

- развитие здравоохранения;

- развитие образования;

- социальная включенность и защита;

- постчернобыльское развитие.

Основные направления сотрудничества:

1. Развитие системы здравоохранения и профилактики заболеваний:

- снижение преждевременной смертности по 4 основным группам неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистые, онкологические, сахарный диабет, болезни дыхательной системы):

• создание единой профилактической среды и всеобщего охвата услугами первичной медицинской помощи,

• доведения доли врачей общей практики в системе оказания первичной медицинской помощи до 100 % к 2020 году (в 2015 г. – 20 %),

• разработка концепции Государственной программы профилактики, борьбы и контроля неинфекционных заболеваний на 2015–2020 годы;

- снижение числа онкологических заболеваний:

• расширение области использования методов ионизирующего излучения в диагностике и лечении злокачественных заболеваний,

• создание Диагностического центра позитрон-эмиссионной томографии на базе ГУ «РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова» (агрогородок Лесной, Минский район),

• оценка национального потенциала в области профилактики и лечения рака;

- снижение числа ВИЧ-инфицированных и профилактика ВИЧ:

• обеспечения всеобщего доступа ключевых групп населения (потребители инъекционных наркотиков, женщины секс-бизнеса, мужчин, имеющие секс с мужчинами) к комплексному пакету услуг по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции,

• сокращение к 2020 г. доли ВИЧ-инфицированных детей, рожденных от ВИЧ- инфицированных матерей, до уровня менее 1%,

• содействие МВД в укреплении потенциала и информировании сотрудников правоохранительных органов в отношении вопросов, связанных с наркотической зависимостью и ВИЧ,

• развитие сотрудничества между правоохранительными органами, медицинскими и социальными службами с целью профилактики ВИЧ;

- снижение числа заболеваний туберкулезом, включая:

• снижение заболеваемости туберкулезом на 10 %, а смертности от туберкулеза – на 5 % к 2020 году.

2. Защита детей и подростков:

- расширение сети центров, дружественных к подросткам и молодежи, повышение уровня информированности молодёжи  по вопросам безопасного сексуального поведения и современных методов контрацепции;

- развитие механизмов межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семей с повышенным риском жестокого обращения с детьми или отсутствием надлежащего ухода;

- совершенствование механизмов предупреждения социального сиротства и институционализации детей;

- обеспечение специализации в судопроизводстве с участием несовершеннолетних:

• более широкое применение восстановительных подходов и моделей внесудебного рассмотрения дел,

• использования процедур медиации (посредничества),

• создания службы пробации;

• сокращение неравенства возможностей для детей с инвалидностью;

- профилактика детского травматизма с целью снижения уровня смертности детей от внешних причин;

- формирование к 2020 году современной и эффективной системы психосоциальной реабилитации потребителей наркотиков, в том числе в подростковом возрасте;

- борьба с домашним насилием:

• наращивание потенциала государственных учреждений в области профилактики и противодействия домашнему насилию;

• создание межведомственного механизма взаимодействия с участием государственных и негосударственных учреждений на местном уровне, проведение информационных кампаний по проблеме домашнего насилия.

3. Сотрудничество по проблемам Чернобыля:

- разработка концепции долгосрочного международного сотрудничества по проблемам Чернобыля, максимально используя возможности многостороннего консультационного процесса;

- сотрудничество в сфере мониторинга и контроля продукции лесного и сельского хозяйства в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС;

- управлении отселенными и отчужденными территориями, обобщении накопленного опыта и разработке национальных подходов для поэтапного возвращения пострадавших территорий к нормальным условиям;

- поддержка развития малых и средних предприятий, предпринимательства и в создание рабочих мест в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

 

Информация размещена: 31.07.2015